Приветствую вас на страничках моего блога о жизни и путешествиях в США vameriky.ru. Меня зовут Даниил и в этой статье я поделюсь с вами моим личным опытом получения водительских прав в США. Я сдавал на американские права в пригороде Чикаго, штате Иллинойс, о чем далее и пойдёт речь.
В первую очередь, стоит отметить тот факт, что требования, процесс подачи и получения прав в Америке примерно схожи, но могут немного отличаться в зависимости от штата. Правила дорожного движения также могут отличаться в разных штатах, поэтому при изучении теории стоит обращаться к пособию для водителей (Driver’s Handbook или Rules of the Road) штата, в котором будете получать права.
Простой пример: практически везде в Америке разрешён поворот направо на красный свет после полной остановки в случае, если нет знака, запрещающего данное действие. На большинстве перекрёстков установлен знак с текстом “No turn on red when pedestrians are present”, который обозначает, что поворачивать направо на красный можно при отсутствии пешеходов. Однако, конкретно в городе Нью-Йорк, по правилам дорожного движения поворот направо на красный сигнал светофора запрещён.
Во-вторых, в США вам не придётся сдавать автодром — для получения прав нужно сдать только теоретический тест и вождение в городе. Но во время сдачи вождения вас могут попросить, например, совершить параллельную парковку или въезд/выезд с прилегающей территории, к чему следует быть готовым.
Нужно ли вам получать американские права?
Задумываетесь о том, чтобы получить американские водительские права во время поездки в США? А есть ли в этом вообще смысл, тем более, если вы едете в США по туристической/гостевой визе B1/B2 и будете в Америке менее 6 месяцев?
Ответ прост: вам не нужно получать американские права в случае поездки по визе B1/B2. Если у вас есть действительные российские права, то вы можете спокойно арендовать авто и водить в США с российскими правами.
Внимание: перед отъездом дома обязательно получите водительские права международного образца, которые представляют из себя белую книжечку приличного размера. В большинстве случаев при аренде авто в США, у вас попросят именно права международного образца, а не ламинированную карточку.
Права международного образца просят не всегда — все зависит не столько даже от штата, а от конкретного сотрудника компании по аренде авто.
У меня был случай, когда я арендовал авто с моими российскими правами в двух разных компаниях, которые находятся через дорогу (находятся в одном штате и по идее, правила должны быть одинаковы). В итоге, арендуя в компании Enterprise у меня попросили права международного образца, а в Budget отсканировали и вбили в систему только внутренние российские права, не спросив про международные. Несмотря на это, в любом случае берите в США водительские права международного образца во избежание каких-либо проблем.
Кому нужно получать американские права? Тем, кто едет в США не по туристической визе, а по рабочей, студенческой, кто является резидентом, переезжает на ПМЖ и будет находиться в Штатах более 6 месяцев. В некоторых штатах права можно получить только если срок действия студенческой/рабочей визы составляет более 6 месяцев на момент подачи.
Как я готовился к сдаче экзамена
До сдачи на права в Америке у меня уже имелся опыт вождения как в России, так и в США (арендовал авто) и были российские права, которыми правда никто не заинтересовался и не проверял при сдаче на американские.
Также, у меня уже были все документы, необходимые при подаче на Driver’s lisence штата Иллинойс — подтверждение легального статуса в США в качестве Грин-Карты, адрес проживания в штате Иллинойс и Social Security card.
Касаемо теоретической части экзамена, можно сказать, я изначально знал практически все правила, которые только немногим отличаются от российских/европейских. У меня все неплохо с английским, поэтому изучал правила Illinois Rules of the road и практиковался на пробных тестах в интернете на английском. В принципе, все достаточно просто и понятно. Единственное, нужно запоминать знаки, отличающиеся от наших и ответы в единицах/американских измерениях.
В некоторых штатах теорию можно сдавать и на русском языке, как например, в Иллинойсе, Калифорнии или Нью-Йорке.
Как проходил экзамен по сдаче на права в Америке От и До
1. Проверка документов/фото на права.
Все началось с того, что я приехал ближайший офис DMV (сокращённо от Department of Motor Vehicles), где и проходит весь процесс сдачи на американские права.
Сразу отмечу, что я не рассчитывал сдать все сразу в один день, потому что я даже не представлял что будет и как. Я взял с собой все необходимые документы, но в большей степени просто ехал узнать все в деталях и может быть в лучшем случае сдать только теорию (морально даже не готовился к сдаче вождения).
Я не записывался на определённое время, не заполнял и не брал с собой никакие анкеты, но вполне допускаю, что в других штатах могут быть другие порядки и нужно делать appointment/заполнять анкету на подачу на водительские права до приезда в DMV.
В офис меня привезла жена на ее авто, на котором я в итоге и сдавал практическую часть экзамена. Пока я подавал документы и сдавал экзамен, жена ждала в Старбаксе через дорогу.
Документы, которые были с собой при подаче:
- Загранпаспорт;
- Грин-карта (если вы находитесь в США по визе, то в вашем случае нужно будет принести распечатанную форму I-94 в добавок к визе);
- два документа, подтверждающих резиденцию в штате Иллинойс. В моем случае я взял выписку из банка с домашним адресом и квитанцию за коммунальные услуги. Именно этот адрес будет указан на правах и будет использован в качестве mailing address.
- Social Security card;
Российские права внутреннего и международного образца оказались не нужны. Вообще никто не спрашивал и не интересовался были ли у меня права и есть ли опыт вождения. В принципе получается, что если умеешь водить и уверен в своих способностях, но нет даже российских прав, то можно сдавать даже без какого-либо обучения. Я почему-то был уверен, что хотя бы для приличия спросят есть ли хоть какой-то опыт вождения, есть ли права другого государства и т.п. Но не тут-то было — видимо в Иллинойсе не такие строгие требования, как в некоторых других штатах.
Например, во Флориде или Нью-Йорке, при получении прав впервые необходимо пройти обучающий курс до начала сдачи теории и практической части экзамена.
Приехав в DMV, в окошке прямо у входа у меня проверили наличие необходимых документов и дали номер в системе. Показали куда пройти сфотографироваться на водительское удостоверение.
2. Регистрация на подачу на водительское удостоверение.
Следующий шаг — ожидание вызова вашего номера для регистрации. Я подавал в понедельник, который считается днём с самыми большими очередями в DMV, но несмотря на это меня вызвали на оформление уже минут через 20.
Ещё раз попросили предоставить все документы, сделали копии, заполнили анкету, спросили несколько вопросов вроде «какой у вас рост, вес, цвет глаз и волос», «есть ли какие-то медицинские показания и серьёзные физические проблемы со здоровьем, которые могут быть помехой безопасному вождению», «здоров ли психически», «хочешь ли быть донором органов или нет».
После этого, за тем же окошком у регистрации проверили зрение на специальном аппарате. Спросили ношу ли очки или контактные линзы (я ношу линзы) — проверяли зрение в линзах. Для проверки зрения в DMV обязательно нужно знать английский алфавит, чтобы правильно назвать буквы; помимо букв, также проверяли периферическое зрение по мигающим точкам в углах экрана (мигающие точки были с обеих сторон).
За соседним окошком проверяли зрение у женщины пожилого возраста, которая:
а) не говорила по-английски и пыталась объясняться на своём родном (она вроде как выходец откуда-то из Ближнего Востока);
б) у неё явно были проблемы с периферическим зрением, потому что она упорно говорила, что видит мигающие точки только с одной стороны справа.
Не помогли даже многочисленные намеки сотрудника DMV, что может быть мигающие точки идут с обеих сторон… В итоге, этой женщине все равно поставили отметку будто она прошла тест. Жесть, таких вот автомобилистов в Америке полным-полно, особенно этим славится солнечный штат Флорида.
Вообще, у меня сложилось впечатление, будто права тут готовы дать практически любому — требования во всем заметно ниже, чем в России. Это способствует спокойной атмосфере в DMV, без давления и стресса, как при сдаче на водительские права в нашей стране.
3. Оплата driver’s license fee
После прохождения регистрации, я прошёл в соседнее окошко для оплаты. Стоимость подачи на водительские права в штате Иллинойс на тот момент составляла 35 долларов. Сумма может отличаться в зависимости от штата и возраста подающего.
4. Сдача теоретического теста на знание Rules of the Road.
Сразу же после оплаты меня спросили, если я готов к сдаче теоретического экзамена. Теория проходила в соседнем зале за компьютером. Очень удобно, что экзамен проходил в том же месте, где регистрация и оплата — не нужно никуда дополнительно ехать, никакой бюрократии, записей и так далее.
В тесте было 35 вопросов, чтобы пройти нужно правильно ответить на 28, то есть в экзамене можно допустить аж 7 ошибок (я неправильно ответил на 2 вопроса из 30). Отвечая на каждый вопрос программа сразу же показывала правильный был дан ответ или нет.
Как уже отметил ранее, после сдачи теоретического экзамена ПДД в России это были цветочки — в Америке сдать теорию было намного проще.
5. Сдача практического экзамена — вождения.
Когда сдал теорию, думал, что скажут записаться на другой день (или вообще на другую неделю или месяц как у нас) на сдачу вождения. Не тут-то было — мне сказали «подъезжайте на машине на специальную парковку с обратной стороны здания DMV и ждите инструктора для сдачи практического экзамена».
Я был немного шокирован, потому что морально не готовился к вождению и совершенно не был знаком с окрестностями у офиса DMV. Но в итоге решил, что стоит попробовать и даже если вдруг не сдам можно будет просто пересдать в другой день также без записи.
Практический экзамен по вождению начался с того, что принимающая экзамен сотрудница DMV проверила страховку на авто. Затем, попросила включить/выключить поворотники и подать звуковой сигнал.
— Готов? Ок, поехали.
Вождение в США проходит примерно также, как и в России. Экзаменатор заранее предупреждает о том куда ехать и если следует совершить определённый манёвр на ближайшем перекрёстке.
Разница в том, что в Америке никто не будет пытаться вас подловить, например просить совершить определенный манёвр там, где он запрещён. Цель экзаменатора — не попытаться завалить, а просто убедиться в том, что вы можете безопасно добраться из пункта А в пункт Б, следуя правилам дорожного движения. Сдать можно даже при неуверенной езде — главное, сильно не косячить и не создавать потенциально опасные ситуации на дороге.
В итоге, практический экзамен занял примерно 20 минут. Мы выехали с территории DMV, повернули направо на главную дорогу, потом ещё один поворот направо, снова направо, затем налево на неоживленную улицу. Там меня попросили заехать на прилегающую территорию (небольшую парковку) и оттуда выехать обратно на улицу задним ходом — это был единственный нестандартный манёвр во время экзамена. После этого мы вернулись обратно на парковку DMV и экзаменатор сказала «passed» — экзамен сдан.
На шоссе (хайвеи) мы не выезжали, весь экзамен проходил по не самым оживленным side streets со скоростным лимитом 30 и 40 миль в час. Как мне показалось, экзаменатор особенно пристально следила за соблюдением скоростного режима. Я ехал на несколько миль медленнее лимита — так советовали американские знакомые. Если ехать совсем медленно, то экзаменатор может посчитать это как неуверенную или даже небезопасную езду.
Сдав экзамен, я прошёл вместе с экзаменатором обратно в здание DMV, где мне сразу выдали временные права (распечатанные на бумаге как карточка social security). Ими можно пользоваться до тех пор, пока вам не пришлют почтой настоящие права. Как правило, они приходят в течении полторы-двух недель на адрес, который вы ранее указали при регистрации.
Если честно, то я был просто ошарашен тем, как просто оказалось получить водительские права в США. Я приехал в DMV в час дня, чтобы в большей степени разузнать что и как, и всего два часа спустя у меня уже были американские права. Удивительно после того, как совсем недавно я мучился с тем, чтобы получить права в России.
Спасибо за внимание, Читатель! Я надеюсь, что мне удалось ответить на ваши вопросы о том, как получить водительские права в США и как непосредственно проходит процесс сдачи экзамена. Если у вас остались какие-либо вопросы по теме, обращайтесь в комментариях ниже.
Добрый день! Интересует вопрос! Для получения американски прав обязательно ли находится в стране год? и как долго действуют там наши права ?
Все зависит отконкретного штата, о каком штате конкретно идет речь?